Один из самых знаковых альбомов знаменитого гитариста.
P & W – вводит нас в мир мелодии, симфонии, хэви-металла, и метафизики. P & W - это полет и мечты, которые я ощущал в 16 лет. Именно они и сформировали мою музыкальную индивидуальность. Думаю, что этот альбом нельзя назвать только гитарным, в нем весь мой композиторский опыт. В этом альбоме посредством музыки представлен роман, который находится за пределами нашего времени. И каждая песня имеет свое уникальное место в общем альбоме. Этот альбом, я бы определил как роман в музыке под названием «яркий астрал опустошительно-экстравагантного характера».
Я чувствую, что эволюция все таки движет человечеством. И все больше людей думают как о своем духовном здоровье, так и об окружающей среде. Музыка создает именно такой образ мыслей, но и обыкновенный парень с бутылкой пива, и который тусуется в обрезанных джинсах на Daytona Beach со своими друзьями тоже ее любит. Эту музыка вполне прогрессивна, но не так, как это понимали в годах «семидесятых». Скорее она прогрессивна в смысле «девяностых». Конечно же, я не считаю, что эта музыка опережает свое время. Скорее она естественна по своей природе. А это значит, что она предназначена, чтобы вызвать у слушателя и фантазию и сопереживание.
На земле, наверное, нет такого человека, который бы не размышлял о том, что такое жизнь и в чем ее смысл. P & W по своему отвечает на этот вопрос. Это и Любовь, и ее секреты, которые дарует нам Бог. На мой взгляд, это один из самых убедительных ответов на этот древний, как мир вопрос.
Как и любая творческая личность, я не люблю обвешивать музыку такими ярлыками, как «рок», «джаз», и т.д. Большинство произведений появилось на свет, когда я был вдохновлен очень далекими от музыки вещами. Чтобы было понятней, примерно это можно выразить фразой: «Джимми Хендрикс общается с Иисусом Христом на вечеринке, которую Бен Гур устроил для Мел Бланк».
Когда я вернулся в Голливуд в 1988 году, то устроил у себя дома небольшую, но весьма приличную студию. Благодаря ей, я приобрел достаточно комфортные условия для работы. И для меня не важно, это 48-канальная цифровая студия или это обыкновенный четырехдорожечный кассетник Tascam – главное это иметь возможность писать музыку в любое время.
Для меня построить эту студию стало большим событием. Около года ушло на получение различных разрешений, на разные переговоры и тому подобное. Иногда, я даже думал, что ничего из этого не выйдет, у меня опускались руки, но я всегда верил, что достигну успеха. Переговоры с различными банкирами, юристами, строителями и другими – все это из той же эпопеи. Этот плебейский бизнес заставляет индустрию звукозаписи выглядеть как «»MR.ROGERS’NEIGHBORHOOD».
Эту студию я оборудовал, полностью переделанной консолью API со 104 входами. Это 40 каналов компьютерной техники «Massenbourgh». Студия также состояла из Studer 800, многоканальник ZM-70, ATR 102 и Sony 2500 Pro R-Dat для микширования, а также большая куча всего внешнего оборудования, которым я пользуюсь.
Вся студия занимает 1600 кв.футов. В ней есть операторская , кабина, студия, комната для отдыха, ванная и небольшой офис, где сидит Пэм, моя любимая сестра, она же задерганная секретарша, которая сидит у постоянно звонящего телефона. А еще у меня не студии есть стена, где расписываются все, кто приходит ко мне в гости.
Именно в этой студии были записаны все гитарные партии для альбома Whitesnake «Slip Off The Tongue». Сразу после того, как я разобрался с записью для Whitesnake, я сразу же принялся за долгожданный P & W. Я плотно закрыл все двери, чтобы никто мне не мешал моему творческому настроению и полностью углубился в работу.
Passion & Warfare Своими творческими задачами, которые я ставил перед собой, этот альбом напоминает «Flex-Able». Любой музыкант постоянно находится под давлением огромного кол-ва людей из шоу-бизнеса. Иногда это приносит и свою пользу, но чаще слишком большое количество мнений, которые приходится учитывать музыканту, сильно стопорит продвижение. Именно поэтому, в своей работе я осознанно НЕ сотрудничал:
а). со студиями звукозаписи; б). с группами; с). с менеджерами; г). с видеорежиссерами; д). с юристами; е) с радио; ж). и ни с какими третьими лицами;
Итак, P & W – это только Steve Vai и никто более. Не могу сказать хорошо это или плохо, но это так.
Завершить свою запись к намеченному сроку, наверно было самым большим испытанием в моей музыкальной карьере. На созревание этого альбома ушли долгие, долгие годы и всего пять месяцев на запись. Любой человек сможет научиться спать на два час меньше привычного. Мне лично больше по душе работать ночью с семи часов вечера до одиннадцати утра, в это время обычно никто не мешает и можно полностью отдаться своей работе. Идеи для материала этого альбома тянутся с далекого 1976 года, в то время я был довольно плодовитым подростком, таким мутантом ниндзя гитаристом. А теперь я опишу реальные события, которые и привели к появлению этого альбома.
В 1984 году я еще играл в группе Alcatrazz, и в этом же году мы должны были отыграть программу в Country Club в Лос-Анджелес. В то время наша группа имела подписанный контракт с Capitol Records, и многие из этой компании присутствовали на этом шоу. Alcatrazz, это по настоящему фантастическая группа, и в моей музыкальной карьере она оставила неизгладимое впечатление. Музыканты были прекрасными людьми и высокого уровня профессионалами. Несмотря на то, что в этот вечер я чувствовал себя немного не в своей тарелке, тем не менее, группа могла отыграть любые концерты.
И для меня стало большой неожиданностью, когда Capitol Records сделали мне предложение сделать свой собственный сольный альбом. На моей памяти я не помню такого, чтобы кто-либо из подобных мне музыкантов получал подобные предложения от этой фирмы. Но они решили поэкспериментировать, и я подписал контракт с Доном Грирсоном.
Почти сразу после этого мне поступило предложение присоединиться к группе David Lee Roth. И работа с David Lee Roth над их «Eat Em And Smile» спутала все мои планы по работе с сольным альбомом, и я так и не смог добраться до него. Но Capitol Records понимали, что моя работа с David Lee Roth только усилит крутизну моего сольника и, поэтому не возражали против того, чтобы на некоторое время отложить запись моего альбома.
Как только я выкраивал свободную минутку, я прямиком шел в студию и записывал, записывал и записывал. Stucco Blue – это небольшая студия, которую я организовал в своей мастерской у себя дома в Силмар, Калифорния. В этой крохотной студии я получал довольно серьезное звучание. Все партии для альбома «Skysсraper» David Lee Roth были записаны там. И вот я начал чувствовать, что очень скоро займусь своим сольным альбомом.
Записывать я собирался после турне с «Eat Em And Smile», но как обычно бывает, опять все перемешалось. И к тому времени на запись ушло около 72000 долларов и я опять был вынужден объясняться с Capitol Records. К тому времени Дон Грирсон ушел из этой компании и на его месте находился Джо Смит. Из A&R ко мне был приставлен Том Велли.
Для тех, кто не в курсе я объясню, что такое A&R: Artist and Repertior(музыкант и его репертуар). A&R обычно подписывает контракт с группой или музыкантом и заменяют им маму и папу во время записи, если это необходимо конечно. Другими словами A&R – это посредники между музыкантами и компаниями звукозаписи. В их услуги входит все, начиная от их полного отсутствия до любой деятельности даже вне студии, вплоть чуть ли не до самоличной записи музыки. Они находят хорошего продюсера, помогают отобрать репертуар, находят необходимых музыкантов, и т.д. Как то раз я видел одного парня из A&R, который увез группу в какую то экзотическую европейскую страну, поселил их в собственном доме, оплачивал доктора, юриста, даже зубного врача и парикмахера (конечно же позже все это он учел в представленном счете). Этой группе очень повезло, что вних так поверили.
А однажды со мной произошел такой случай. Один человек из A&R послушав одно из моих соло, произнес: «Все это конечно же очень хорошо, но все эти визгливые ноты лучше убрать».
Несмотря на то, что с Томом Велли мы проработали не так долго, я всегда чувствовал, что он на моей стороне. В любой профессии есть любители и профессионалы, так вот Том был настоящим профессионалом.
В общем, могущественный человек из A&R – это как волшебник из Голливуда. Он в состоянии превратить ваши рок-н-рольные фантазии в эротическую реальность, он помогает преодолеть страх перед поражением. Этот человек особо уполномоченный Господом (неужели я смогу произнести это) на.. на.. на.. подписание контракта на запись альбома (только не падайте в обморок).
Итак, я рассказал Джо Смиту о своих планах. В то время я собирался записывать с Дэвидом Ли Ротом новый альбом «SkySсraper» и ехать с ним в турне. Capitol Records согласились расторгнуть мой контракт, когда я верну потраченные 72000 долларов, при этом они были не прочь восстановить его снова, когда я уйду от Дэвида Ли Рота. Это бы просто замечательно, ибо я знал, что эта студия сделает мой альбом таким, как я его вижу сам.
К сожаленью я не могу рассказать, кто оплатил все мои долги. Я снова подписал с Capitol Records стандартный контракт, но записью своего альбома я собирался заняться только после того, как вернусь из турне и уйду от Дэвида Ли Рота.
Наконец, как только это случилось, и я был полностью уверен, что уже ничто меня не остановит от записи моего альбома, в это время я получил предложение от Whitesnake. Я знал, что получил прекрасную возможность записаться с одними из лучших рок музыкантов, а также побывать с ними на гастролях, показать себя людям, которые может быть, никогда обо мне и не слышали. Это было просто замечательно.
Я снова встретился с Джо Смитом и объяснил ему, насколько это выгодно для меня и для будущего альбома предложение Whitesnake. Он прекрасно понял меня, но захотел, чтобы я выпустил какой-нибудь коммерческий альбом с какой-нибудь группой. Он также сказал мне, что может заняться моим инструментальным альбомом, хотя рассчитывает продать не больше 30-40 тысяч экземпляров. Позже я рассказал это барабанщику из Whitesnake, который сказал, что если бы я не присоединился к Whitesnake, то Capitol Records не смогли бы продать даже и 30000 пластинок. Я думаю, что найдутся люди, .которые думают, что такое же могло бы случиться и с Whitesnake. Мне не нравиться соперничество – это такая ужасная вещь, которая покрывает тенью все деловые и личные отношения между людьми. Хотя некоторые люди утверждают, что немного соперничества не помешает, я думаю, что все зависит от самого человека. Я думаю, что мое подсознательное соперничество всегда мешает мне.
Итак, после записи с Whitesnake я снова вернулся своему долгожданному альбому. Мне хотелось, чтобы он был глубоко личным, и я провел зиму в Мазершип, изредка выезжая на запись клипов с Whitesnake. В то время Дэвид Кавердейл записывал вокал для «Slip Of The Tongue», и они микшировали запись.
Чтобы не потерять творческую независимость, я решил самостоятельно финансировать этот проект, а позже вернуть эти деньги через студию. Мне казалось это единственно правильным решением.
К концу записи я пригласил человека из A&R. Он был в восторге и сразу отправился на фирму, чтобы начать подготовку к запуску тиража. В то время из компании ушел Том Вели, и мне дали другого менеджера.
Я уже говорил ранее, что человек из A&R всячески пытается помочь группе в ее творчестве, на личном фронте и как угодно еще. Он сражается за группу, соединяя ее с компанией, помогает координировать все ее финансовые операции от гастролей, следит за бюджетом и прочим кошмаром, он также следит за СМИ. Этот человек следит буквально за всем в интересах группы, отправлены ли записи в магазин, цены на пластинки, есть у радио программ их музыка и т.д. Другими словами человек из A&R должен любить их музыку и верить в эту группу, поэтому его и называют Artist’s Representative(Представитель музыканта).
Но новому человеку из A&R моя музыка не вызывала особого чувства и наши отношения очень быстро сошли на нет. В то время я почувствовал, что мы очень хорошо будем чувствовать себя, если будем находиться на большом расстоянии друг от друга.
А сейчас мне хочется сказать следующее: Capitol Records, очень хорошая фирма звукозаписи. Они заботятся о людях, с которыми работают, но полностью инструментальный и некоммерческий альбом – даже для них это было уже слишком. И конечно я не виню их за осторожность. Я думаю, что это типичная ситуация, и даже бывает намного хуже.
Но вообще это все довольно ужасно. И из-за всей этой голливудщины, я так до сих пор еще не имел менеджера, но мне сильно повезло, когда я встретился с Джерри Розенблаттом. Джерри – удивительный юрист, который моментально распутывал любые непонятные ситуации, в которые я периодически влипал. К тому же он самым совершенным образом распоряжался моими финансами. Самый наилучший совет, который я получил в своей жизни, я получил от Френка Заппа, который сказал мне: «Найди хорошего юриста и используй все свои права». Кстати он и порекомендовал мне Джерри.
Я не очень хорошо представлял себе, что я должен был делать, но не очень волновался по этому поводу. Я чувствовал, что скоро должно что-то произойти. Различные фирмы звукозаписи начали предлагать мне заключение контрактов, но меня раздражали слишком большие студии. В них нужен был особый подход, а также нужны были люди, которые бы верили в мою музыку.
В то время я еще поддерживал сотрудничество с Клиффом Калтери из Реалитивити Рекордс, с которым мы делали «Flex Able». У него с самого начала не было никаких сомнений по поводу «Flex Able». Realitivity Records уже успешно работали с Джо Сатриани, поэтому я подумал, что лучше, чем они, никто не сможет сделать Passion & Warfare.
В действительности я очень люблю создавать музыку, которая является частью меня, и и мне очень приятно, что есть также люди, которые слушают и любят ее. Мне кажется, что это чувство испытали все борющиеся музыканты.
Мне очень повезло, что все так получилось. Если ты серьезный музыкант, то тебе придется пройти через различные неприятные ситуации, но можно стать очень несчастным, если слишком близко принимать их к сердцу, к тому же может развиться рак или еще что-нибудь в этом роде. Ради Passion & Warfare яготов пройти все это еще раз, и даже уверен, что так и случится.
Все свои альбомы я записывал сам, за исключением нескольких замечательных музыкантов. Стью Хэмм – играет на басу во Flex Able. С ним я встретился с Беркли Колледже в Бостоне, и создали группу, которая называлась Axis. Криз Фразье – фантастический барабанщик. Трис Эмбоден – тоже играет на ударных, и Дейв Розентал – клавишные. Паскаль Филе – инженер, который помогал мне в записи некоторых партий. Он написал мне письмо из Франции. Тогда он учился на звукоинженера, и ему для дипломной работы необходимо было отработать на какой-нибудь студии один месяц. В то время я записывал гитару и не нуждался в его помощи, она понадобилась мне позже, во время сведения. Я пригласил Паскаля на роль второго инженера. Таких людей, как Филе неплохо бы иметь на студии, он вникает в суть предмета, трудолюбив и очень любит свою профессию.
Passion & Warfare я закончил за несколько минут до самолета, на котором я должен был лететь на репетиции с Whitesnake. Уфф…!
Для некоммерческого инструментального альбома он разошелся довольно таки неплохо – к январю 1991 года было продано около миллиона пластинок. Это большая честь для меня, и я благодарен вам за это.
Эта книга даст вам все необходимое, чтобы понять мою музыку настолько, насколько вы сами этого желаете. Буду очень рад, если это поможет вам в развитии собственной
индивидуальности. В конце концов, это то, что я хотел и что, надеюсь, принесет успех этой книге.
Музыка – это искусство. Ее нельзя делить на хорошую или плохую. Кто-то может любить какое-нибудь произведение искусства, от которого весь остальной мир просто воротит, но никто не может отнять это у человека. И это вполне нормально, когда люди любят свою музыку, даже если она была записана не на самой лучшей студии. Самое главное, чтобы люди верили в свою музыку, и она исходила от души. Если бы люди помнили об этом, слушая различную музыку, то им бы понравилось намного больше музыки, чем они слушают сейчас.
Я написал всю эту чушь, потому что это моя книга, и что я хочу, то и пишу, но, пожалуйста, будьте снисходительны ко мне. Я еще много чего могу написать о Passion & Warfare, но здесь я уже остановлюсь, напоследок сказав, что это музыка живая, яркая, агрессивная, страстная, смешная, экстремальная и можно придумать еще кучу других прилагательных, которые я даже выговорить не смогу. Читайте сами в романе Passion & Warfare.
Различные фрагменты разных оркестровок были написаны в различных местах и в разном настроении. Например, мелодия «Liberty» была задумана, и записана на ноты где то над Цюрихом прямо в самолете.
В ней достаточно плотная оркестровка, которая явилась отражением созданных компьютером звуков. В ней струнная, духовая секции, несколько групп перкашн, куча гитар и даже салют из 21 пушки, которую я взял с популярной рок-записи, и потом транспонировал его на октаву ниже.
Мне казалось, что я единственный, кто чувствует всю волшебную мощь этой темы, пока не встретился с одним ди-джеем, который каждое утро просыпался под эту композицию. Если вам удастся ощутить всю помпезность этой темы, то вы не зря проведете время, слушая ее. Или вы можете размышлять, как Джон Стикс, который, во время одного интервью, однажды спросил меня: «Зачем пытаться делать то, что у Джона Вильямса получается намного лучше?»
В процессе прослушивания Passion & Warfare, ваше воображение может создавать различные образы, но главное, чтобы вы получили от этого удовольствие, ради этого в принципе я все это и делал.